Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

860-е годы. «Новгородцы суть люди от рода варяжска …»

К славянской колонизации Приильменья уже в первой половине IX века добавилось активное проникновение на восток Европы отрядов скандинавских воинов-купцов – викингов, норманнов или по-древнерусски «варягов». Варяги стремились установить беспрепятственное движение торговых экспедиций из Балтийского региона на арабский Восток. Их влекло серебро, в обмен на которое они везли в страну арабских халифов пушнину.

Их стараниями и сформировался Балтийско-Волжский путь, проходивший через Ладожское озеро, Волхов, Ильмень и Мсту. Этот путь сомкнул в единую цепочку разбросанные по берегам рек и озер поселения. Вскоре и верхушка славянских племен стала втягиваться в трансконтинентальную торговлю, сулившую выгодный обмен неисчерпаемых запасов меха на предметы роскоши и социального престижа. Взаимный интерес варягов и славян привел к формированию центров взаимодействия местного населения и странствующих «торговых агентов», носивших на поясе меч.

Одним из таких центров стала нынешняя Старая Ладога, или по-скандинавски Альдейгьюборг. Здесь следы торгово-ремесленного поселения, обслуживающего нужды варягов, относятся к концу VIII века. Недостатком Ладоги было отсутствие развитой земледельческой округи, так не позволившей есть стать городом в раннем Средневековье.

Совсем иная ситуация сложилась на другом конце Волхова, в его истоке. Здесь деятельность варягов контролировалась мощным племенным союзом славян и угро-финских племен (чуди). Преследуя собственный интерес, лидеры этого союза выплачивали дань варягам за обеспечение военной защиты торгового пути, мирясь с их постоянным присутствием. Контрактные основы такого взаимодействия станут впоследствии новгородской традицией в отношениях с князьями.

Возникавшие время от времени конфликты нарушали основы договоренностей, что нередко приводило к изгнанию варягов. Именно о таком событии, с одновременным упоминанием собирательного названия «новгородцы» говорится под 862: «Изгнаша варяги за море и не даша им дани и почаша сами в собе володети и не бе в них правды…»

Вскоре после этого «новгородцы» призывают на княжение князя Рюрика, основавшего первую династию правителей России, закончившуюся на Иване Грозном в XVI веке.

Неразрешимые проблемы этнической и политической интерпретации первых событий новгородской истории в рамках летописных текстов уже в начале XX века породили ироническое отношение к ним русской интеллигенции. На фоне бесконечных споров историков и не менее спорных учебников (например – выдержавшего 30 изданий гимназического учебника Д.И. Иловайского), выигрышнее всего читается «Русская история», обработанная сотрудниками журнала «Сатирикон» и опубликованная в 1912 г.:

«Славянские послы обулись в праздничные портянки и самые модные для того времени лапти… Пришедши к варягам, послы потихоньку заглянули в шпаргалки, которые на всякий случай носили в кармане, и выпалили из Иловайского: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

За знание истории варяги поставили послам пять, а потом приступили к деловому разговору:

– Зачем вам порядок? – спросили варяги.

Послы переглянулись и почесали затылки. Видно было, что к этому вопросу они совершенно не были подготовлены.

– Да как же без порядка! – стали они мямлить: – Нужен порядок …

– Зачем же нужен?

– Для порядка, значит, нужен. Сами знаете, без порядка какой же порядок.

… После небольшого колебания варяги согласились принять власть над славянами.

Три брата: Рюрик, Синеус и Трувор с дружинами пошли к славянам.

Князь Рюрик (из Титулярника XVII в.)

Рюрика приняли с удовольствием. Хоть и не Рюрикович, – говорили про него послы, – но его потомки будут Рюриковичами.

Синеуса приняли благосклонно.

– Усы выкрасим, – решили послы, – и он сделается Черноусом.

Но на счет Трувора возникли прения.

– Пойдут от него Тру-воровичи, – говорили послы, – а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю самым лучшим манером.

Но варяги шутить не любили, и пришлось уступить».

Очевидно, что для современников «Сатирикона» летописные цитаты вызывали в памяти «извечные» болезни русского общества: государственную неустроенность, персонификацию власти, казнокрадство и пр. Но это нельзя назвать идеологизацией восприятия истории, в сравнении с тем, что действительно происходило в отечественной исторической науке в отношении «норманнской теории».

Сергей Аксёнов

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"