Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

900-е годы. «От Царьграда до Холопьего городка»

         Спираль русской истории, совершившая первый виток в 862 году в Новгороде, уже к началу X века раскручивалась на обширном евразийском пространстве от Балтики до Багдада. Славянские племена, невольно оказавшиеся в эпицентре торговой стихии, постепенно втягивались в нее при активном участии варягов. От Волхова до Днепра возник «становой хребет» могучей державы, которая уже в 907 году рукоятью меча постучала во врата Константинополя, заявив о своих правах на партнёрские отношения с наследницей Римской империи – Византией.

         К 900-му году заканчивается период господства ирано-иракских территорий в чеканке серебряной арабской монеты и на первый план выходит среднеазиатская держава Саманидов. Из Бухары и Самарканда хлынул свежий поток серебряных дирхемов, пышно расцвела культура, подарившая миру поэтов Рудаки и Фирдоуси. Поиск новых путей в процветающее государство Саманидов вынудил варяжских гостей сместить направления походов с Волховско-Волжского пути на Волховско-Днепровский. Известный всем путь «из варяги в греки» по-настоящему оформляется только в это время и становится господствующим направлением восточной торговли, связавшим Северную Европу с народами Поволжья, хазарского Предкавказья и арабского Востока.

         Серьезным противником варяго-славянских дружин на пути к арабскому серебру стала Хазария, не желавшая пропускать русских купцов мимо своих рынков и таможен. Князь Олег, оттеснивший хазар от восточных славянских земель, к началу X века сумел обеспечить безопасный проход по всему течению Днепра до выхода в Чёрное море.

В 907 году Олег «пошёл на греков», собрав под свои знамёна войско на 2-х тысячах кораблей, в том числе варягов, славян, чудь, кривичей, мерю и пр. Участие в походе Олега новгородских словен и чуди не вызывает сомнения. Греки назвали эту рать «Великая Скифь», связав русских с древним индоиранским населением Причерноморья – скифами.

Русская рать подошла к Царьграду- Константинополю и грекам ничего не оставалось, как укрыться за стенами своей столицы. Проход в Судейскую гавань города они перекрыли мощной железной цепью. И тут свершилось чудо: русские корабли «встали» на колеса и под парусами пошли дальше, к стенам Царьграда. Испуг греков быстро сменился предложением мирного договора. Олег отправил к императору Льву Философу своих ближайших помощников: КАРЛА, ФАРЛАФА, ВЕРМУДА, РУЛАВА и СТЕМИДА. Имена этих людей явно скандинавские, что ещё раз убеждает в главенстве варягов-викингов в военных походах Руси.

Условия мирного договора, повторенного в 911 году, заботливо сохранены летописями, поскольку они демонстрируют уважительное отношение византийцев к Руси. Помимо огромной контрибуции (по 12 гривен на «ключ» – уключину корабля), греки разрешили русским купцам жить в одном из кварталов Константинополя, иметь здесь бесплатную пищу и кров. В договоре, заключенном на 30 лет,  впервые говорится о «Русской земле» – стране и народе в широком смысле слова.

Память новгородцев о военных походах на греков, происходивших вплоть до середины XI века, хранились в местном фольклоре многие столетия. Посол римского папы Сигизмунд Герберштейн, посещавший Новгород в 1517 и 1526 гг., записал любопытную легенду. В ней говорится, что новгородские жены устав от многолетнего отсутствия мужей, занятых осадой греческого города Корсуни, вышли замуж за рабов. А когда мужья вернулись, рабы попытались не пустить их в город. Новгородцы изгнали их без оружия, взяв дубинки и плётки. Тогда рабы укрылись в месте, которое называлось Холопий городок, но потерпели поражение и понесли от господ заслуженную кару.

Этот фантастический сюжет явно заимствован у греческого историка Геродота, описавшего подобные события в Скифском царстве (снова скифы!) еще в V веке до н. э. Но Холопий городок может увидеть каждый новгородец при посещении Хутынского монастыря. Это островное городище с почти размытыми валами находится при слиянии Волхова и Малого Волховца; там действительно есть археологические следы поселения IX-X веков.

Женская тема «Седмиц 900-х годов» на этом не исчерпана. В самом начале X века на страницах летописи появляется первое женское имя в русской истории. Под 903 годом сообщается, что князь Игорь вырос, начал вслед за Олегом собирать дань, «и приведоша ему жену из Пскова, именем Ольгу». Женитьба молодого князя стала первым официальным браком на Руси, окончательно закрепившим на столетия вперед правление династии Рюриковичей. Выбор первой русской княгини оказался на редкость удачным: именно Ольге предстоит войти в историю русского христианства как равноапостольной святой, а, кроме того, предпринять в 940-х годах решительные шаги по усилению княжеской власти на Новгородчине. Пока же Игорь и Ольга готовятся проститься с мудрым и прозорливым правителем – Олегом, сделавшем для становления Руси гораздо более своего предшественника Рюрика.

В 912 году Олег «княжа в Киеве и мир имея со всеми странами» неожиданно погибает от уксуса змеи. О месте погребения «вещего» князя спорили уже в XII веке: летописи указывают на его могилу в Киеве и в Старой Ладоге. Современные исследователи склоняются в пользу второго варианта, а ладожские археологи без всяких сомнений каждый год пируют на Олеговой могиле в излучине Волхова.

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"