Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

980-е годы. «Блуд, Перун и ... крокодил»

«И приде Владимир с варяги к Новугороду и рече посадником Ярополчим «идите к брату моему и скажите ему: идет Володимир на тя, пристраивайся противу биться». И седе в Новегороде.»

Сообщение о возвращении князя в Новгород датировано в летописи 980-м годом под заголовком: «Начало княжения Володимиря». Это означает, что даже сидя в Новгороде, Владимир уже княжил на Руси! В таком описании ситуации можно увидеть не только пристрастие летописца к фигуре князя, но и сохранившуюся  за Новгородом роль древнейшего центра Руси, источника княжеской власти со времен Рюрика.

Следующая череда событий раскрывает образ Владимира как хитрого и последовательного политика: сначала он силой берёт в жёны Рогнеду – дочь полоцкого князя Рогволда, при этом он захватывает Полоцк и убивает своего тестя. После этого следует поход на Киев и подкуп воеводы Ярополка по имени Блуд. Обманутый Блудом Ярополк бежит из Киева, но вскоре соглашается на мирные переговоры с Владимиром. Как только Ярополк вошёл в терем к брату он был «поднят на мечи» двумя варягами из дружины Владимира. Киевский стол вновь оказался в руках новгородского князя, и единство Руси было восстановлено.

Варяги потребовали от Владимира оплаты их наёмного воинского труда, но Владимир и их перехитрил. Оставив у себя «мужи добры и храбры и мудры и раздая им грады», остальных варягов он отправил в Константинополь, на службу к византийскому императору. Вперёд были посланы гонцы, чтобы предупредить цесаря: «идут к тебе варяги, не держи их вместе в городе, а то много зла причинят».

Следующей акцией правнука Рюрика стало создание единого культа богов для княжеской дружины. Являясь инструментом княжеской власти, дружина была многонациональной по составу и чтобы обеспечить её надежность, были нужны хотя бы общие боги. Владимир повелел установить возле княжеских хором деревянные изваяния языческих богов – Перуна ( «а главу сребряну, а ус злат»), Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. В этом списке богов мы находим не только славянских кумиров, но и богов полукочевых южных народов – аланов и хазар.

Современные исследователи сходятся в том, что «языческая реформа» Владимира была вызвана потребностью в установлении контроля над религиозной жизнью населения страны, без чего княжеская власть не могла чувствовать себя спокойно. В окружающих Русь c юга и запада странах уже давно воцарились мировые религии – христианство и ислам. Под их влиянием постепенно обретали более внятные черты и религиозные верования славян. Если в середине I тыс. н. э. у славянских народов языческие представления оставались на уровне простейших магических обрядов и обожествления природных стихий, то уже в IX-X вв. распространяются культы богов, постепенно сложившихся в языческий пантеон. Но вопреки распространённому представлению, у славян не было идолопоклонничества до реформы Владимира. Богам поклонялись, но не в виде идолов, а в природных образах. Так, местом почитания Перуна, как бога громовержца, обычно бывали дубовые рощи, или отдельные дубы, особенно если они были поражёны молнией.

Появлению изображений богов славяне во многом обязаны варягам-скандинавам, принёсшим на Русь традицию устройства идолов и оформления жреческого сословия. В то же время сообщения источников о роли славянских богов настолько отрывочны и тенденциозны (ведь летописи писали монахи!), что историкам крайне сложно разобраться в дохристианских верованиях Руси.

Иногда в ловушку запутанных представлений попадают и археологи. Так случилось с раскопками знаменитой новгородской Перыни, явно хранящей в своём названии имя Перуна. Летопись сообщает, что «Владимир посади в Новегороде Добрыню… И пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумир над рекою Волховом и жряху (то есть приносили жертву) ему людие новгородстеи аки богу».

В 1950-х годах сокурсник академика В.Л. Янина Валентин Седов раскопал в Перыни следы земляных рвов, которые он посчитал следами языческого святилища сложной конфигурации. Созданная им реконструкция восьмилепесткового рва с горящими кострами и идолом в центре воспроизведена почти во всех изданиях по язычеству Руси, но … оказалась плодом фантазии исследователя. Повторное и тщательное изучение археологических материалов показало, что Седов раскопал остатки сопок, окруженных рвами. Cопки были снивелированы людьми и временем и от них остались лишь заплывшие ровики.

Но если здесь мы имеем дело с неудачной интерпретацией археолога, то новгородские летописцы XVII века позволяли себе куда более смелые фантазии, обличавшие язычников. В «Повести о Словене и Русе», посвящённой первым столетиям истории города, говорится, что сын мифического князя Словена, по имени Волхов, «бесовскими ухищренми и мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя коркодела». «Волховский крокодил», пожиравший бедных жителей Новгорода, был «удавлен бесами», а тело его было погребено в урочище Перынь на высокой насыпи. Это ещё раз подтверждает предположение о существовании в Перыни сопок.           

Век языческих кумиров на Руси был недолог. Уже к концу 980-х годов Владимир осознаёт, что многобожие не способно стать по-настоящему единой религией для огромной страны. Для того чтобы стать на один уровень с соседями – Византией, Польшей, Болгарией – нужно крестить Русь.

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"