Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

990-е годы. «Выбор веры: между мечом и огнем»

Христианские общины к концу X века возникли уже в большинстве русских городов, в том числе и в Новгороде. В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир был вынужден принести человеческие жертвы в знак признательности языческим богам за помощь. Жребий пал на сына одного из варягов, живших в Киеве. Отец юноши был тайным христианином и когда узнал о роковом решении, то решительно отказался пожертвовать сыном ради деревянных истуканов: «Не боги это, а древо; сегодня они есть, а завтра сгниют… Не дам сына своего бесам!» Тогда к нему на двор пришли люди с оружием и убили обоих.

Чтобы избежать в стране дальнейших конфликтов на религиозной почве Владимиру предстояло пойти на решительный шаг и отказаться от веры предков в пользу одной из мировых религий. Летопись, в несколько утрированной форме, пересказывает нам, как он изучал достоинства различных вероисповеданий.

Мусульманские посланцы разочаровали князя требованием совершения обрезания, отказом от свинины и пития. Более привлекательной стороной ислама для князя выглядело допущение многоженства, ведь помимо нескольких официальных жён у него было 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде и еще 200 в Берестове! И всё же Владимир отверг мусульманские обычаи, мотивировав это фразой, быстро разошедшейся по Руси: «питье нам веселие, не можем без сего быти».

Послы римского папы пытались угодить князю изворотливым ответом на вопрос о своих заповедях: «постимся по силам, а кто пьёт и ест – всё во славу». Владимиру, точнее, рассказывающему об этом летописцу, слова католиков не понравились.

         Перед посланцами иудейской Хазарии, чьими заповедями были обрезание, отказ от свинины и праздная суббота, князь поставил прямой вопрос: «Где есть ваша земля?» Растерянные хазары смущенно признались, что Бог прогневался на них и рассеял из Иерусалима по всей земле. Отповедь Владимира была короткой и гневной: «како вы иных учите, а сами отвержены есте от Бога».

         Оставалась греческая вера. Сохранившаяся в летописи беседа князя с «премудрым» греческим философом закончилась тем, что Владимир, проникнувшись сутью православия, положил руку на сердце и сказал: «пожду ещё мало». В ожидании принятия новой веры Владимир отправил в Константинополь своих людей, где они посетили церковную службу и пришли в полный восторг от её красоты: «не знаем на земле мы были или на небе» – сообщили посланцы. После этого все сомнения у Владимира отпали: Русь должна принять крещение от Византии.

Но с византийцами как всегда всё было непросто. Молодой византийский император Василий охотно согласился крестить русского князя и даже пообещал ему в жёны свою сестру Анну в обмен на военную помощь. Владимир принял крещение в феврале 988 года и отправил в Константинополь шеститысячный отряд варягов. Благодаря русским войскам Василий сохранил трон, но вот отдавать сестру в Киев не спешил…

Тогда решительный Владимир весной 989 года выступил в поход и осадил в Крыму греческий Херсонес (Корсунь). Вскоре город пал, после чего принцесса Анна была быстро прислана в Корсунь, где молодые и отпраздновали свадьбу. Город в Крыму Владимир щедро вернул Византии в качестве свадебного подарка.

         Вслед за собственным крещением и женитьбой на цесаревне Владимир приступил к крещению киевлян: «поганые» идолы были сброшены в Днепр, а народ, загнанный по княжескому слову в реку, наконец-то обрёл новую веру.

         После Киева пришла очередь Новгорода и других русских земель. Крещение новгородцев случилось зимой 989/990 годов, и обстоятельства этого события потрясают своим драматизмом. В текстах большинства летописей об этом рассказано довольно скупо: «И приде к Новугороду архиепископ Аким Косунянин и требища разруши и Перуна посече». По преданию, сброшенный в воду Перун поплыл вниз по течению Волхова и, проплывая под мостом, забросил на него свою палицу; с тех пор, якобы, у новгородцев появилась традиция биться на Великом мосту.

          Более подробный рассказ передаёт Иоакимовская летопись в пересказе историка XVIII века Василия Татищева. В ней рассказывается, что когда новгородцы узнали о приближении воеводы Добрыни с дружиной, намеревавшегося насильственно крестить горожан, то они поклялись не пустить их в Новгород. Христианские миссионеры были встречены оружием и камнемётами, Великий мост был частично разобран. Пока киевляне с ростовчанами готовились на Торговой стороне к переправе, рассвирепевший народ разорил двор Добрыни на Софийской стороне, «разметал» стоявшую там церковь Спаса Преображения и разграбил дворы новгородских христиан.

         Тогда тысяцкий Путята с 500-ми ростовчанами под покровом ночи переправился через Волхов в лодьях и напал на спящий город. Завязалась жаркая сеча. К утру на помощь Путяте подоспел Добрыня, по чьему приказу были зажжены дома на волховском берегу. Новгородцы бросились спасать добро и прекратили сопротивление.

         После этого всех жителей города загнали в Волхов: мужчин выше моста, а женщин – ниже по течению. Разрушенный Преображенский храм был восстановлен и епископ Иоаким Корсунянин занял своё место на новгородской кафедре. С тех пор, пишет летописец, люди говорят про новгородцев: «Путята крести мечом, а Добрыня огнем».

Иоакимовская летопись таинственным образом исчезла более двухсот лет назад, поэтому многие историки не верят в её существование. Однако академик В.Л. Янин тщательно изучил текст Татищева и пришёл к выводу, что в нём есть правдоподобная основа. Более того, при раскопках на Софийской стороне найдены следы мощного пожара, который датирован археологами 989 годом, а на двух усадьбах найдены спрятанные в это время клады серебряных монет, общим весом в 1,5 кг. Владельцы их, видимо, погибли в битве с войсками Добрыни.

Память о тех далёких событиях сохранилась в названии одной из башен Новгородского кремля – Владимирской. С внутренней стороны у башни ещё видны руины надвратной церкви Святого равноапостольного князя Владимира, построенной в память о Крестителе Руси в 1311 году и разрушившейся в XVII веке.

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"