Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

Год 1000-й. «Любомудрецам и хотящим хорошо вникнуть во все»

По календарю наших «седмиц» наступил 1000-й год и это хороший повод, чтобы остановиться на миг и оглядеться в Нове-городе, как называли свой город коренные жители еще в начале XX века.

Кстати, новгородцы, жившие на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий нашей эры, даже не подозревали об эпохальной смене цифр! Став христианами, они стали отсчитывать время от сотворения мира и готовились встретить новый, 6608 год, да и не в январе, а 1-го марта. Иначе, в канун наступления 1000-го года от Рождества Христова, не миновать бы им суеверных пророчеств и страхов по поводу грядущего «миллениума». Нам, новгородцам XXI века, пережившим смену тысячелетий, есть что вспомнить в этой связи!

Но не только летоисчисление пришло в Новгород вместе с христианством – новой верой, обязывающей каждый день думать о неизбежной кончине мира. Вера в спасение и продление загробной жизни через следование заповедям Иисуса Христа повлияло на мировоззрение каждого новгородца. Христианский Новгород стал осознавать себя частью огромного мира, живущего в общей системе моральных ценностей, исповедующего принцип единой истории человечества от Адама и до второго пришествия Спасителя. С принятием христианства и сама городская жизнь стала подчиняться довольно строгим правилам и уставам, созданным в Византийской империи и уже в XI веке переведённым на русский язык. Уличная застройка, соседские отношения, общегородские площади и появившиеся на них храмы – всё это стало чертами Нового города. Нового не потому, что он пришёл на смену старому, неважно, было ли это Городище, или Славно, или другое поселение дохристианской поры. Новизна Новгорода для современников его перерождения на рубеже X-XI веков заключалась в том, что он, в соответствии с христианскими представлениями о городе, становился одним из земных отражений «небесного града Иерусалима».

В городе начали появляться зримые символы принадлежности к Вселенской Церкви – деревянные храмы. Одним из первых храмов города стала церковь Святой Софии, история которой окутана тайной. Летописи сообщают о ней, как о сгоревшей в 1049 году, то есть в ту пору, когда уже строился каменный Софийский собор. Поэтому, некоторые исследователи считают это сообщение вымыслом летописца, стремившегося удревнить историю Софийского храма в Новгороде. В то же время, храм описан слишком детально для вымысла. Он стоял над Волховом, в конце Пискупли (то есть Епископской) улицы, и был украшен тринадцатью главами, символизировавшими апостолов вкупе с Христом. Подобное описание позволило новгородскому реставратору Леониду Красноречьеву создать графическую реконструкцию храма, имевшего очень оригинальную конструкцию.

Оставим в стороне научные споры. Хочется верить, что наш город с первых лет своей православной истории находился под покровительством Премудрости Божьей – Святой Софии. Благодаря сотням берестяных грамот, древнейшие из которых относятся к первым десятилетиям XI века, у нас есть все основания утверждать, что почти сразу же после принятия христианства в Новгороде распространяется культ грамотности и образованности. Да и могло ли быть иначе в городе, чья экономика во многом базировалась на торгово-финансовых операциях, где необходим точный расчёт и строгое документирование сделок!

В подтверждение этой мысли не лишним будет вспомнить об одной круглой дате. В 1136 году, новгородский монах Кирик написал один из первых на Руси научных трудов по математике, который он назвал «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Будучи дьяконом церкви Рождества Богородицы в Антониевом монастыре, Кирик одновременно являлся  и регентом хора при храме. Своё учение он адресовал «числолюбцам и риторам», а также «любомудрецам и хотящим выкнути (вникнуть) добре всему».

В назидательных интонациях и точных расчётах Кирик разъяснил своим современникам, как нужно вести счёт годам, месяцам, неделям и дням, как высчитать солнечный и лунный круг, определить пасхалии. «А от рождения моего до настоящего времени 26 лет, а месяцев 312, а недель 1354, а дней 9500 без 3 дней, а часов 113960 и столько же ночных» – такими педантичными расчётами завершает свой труд Кирик.

Читая текст «Учения», в котором ясно указано, кому он предназначен, нетрудно понять, что в Новгороде в середине XII века уже сложился круг людей, интересовавшихся научными знаниями.  Возможно, эти люди, причём большинство из них явно принадлежали к церковному сословию, могли встречаться время от времени для обсуждения своих знаний или, даже, вести научную переписку. Эрудиция этих представителей городской «интеллигенции» подпитывалась распространением библейских текстов и другой церковно-исторической литературы, переведённой на церковнославянский язык, а также устными и письменными рассказами о паломничествах к святым местам. Так Новгород взращивал свою интеллектуальную элиту.

Во времена Кирика город переживал строительный бум и стремительно разрастался по берегам Волхова. Наблюдая всё это, учёный монах добавил в своё сочинение красивую метафору: «Как понемногу создаётся город и делается большим, так и знание поневоле растёт».

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"