Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

Годы 1092- 1098. «От съезда к съезду»

Изгнание новгородцами в 1096 году князя Давыда Святославича стало первой демонстрацией их права самостоятельно определять кандидата на новгородский стол. Описание манеры поведения наших предков при выборе князя в те годы сохранила Лаврентьевская летопись: «Новгородци же идоша Ростову по Мстислава Володимерича и поемше, ведоша и Новугороду, а Давыдови рекоша «не ходи к нам"». Такую самостоятельность в отношениях с князьями невозможно представить на юге Руси, измученном половецкими набегами и княжескими раздорами.

Там, на юге, Святополку и Владимиру Мономаху всё чаще приходилось отбивать половецкие набеги совместными усилиями. При этом черниговский князь Олег Святославович любыми способами уклонялся от участия в войне с кочевниками. Наконец, Святополк предложил всем князьям собраться в Киеве и «учинить ряд о Русской земле» перед духовенством, старшей дружиной и горожанами.

«Княжеский съезд» состоялся в 1097 году, но не в Киеве, а в Любече, на границе Черниговской земли. Здесь князья поклялись друг другу, что отныне будут иметь «едино сердце», не дадут половцам разорять Русь. Ключевыми словами нового союза стала фраза «каждо да держит отчину свою», узаконившая дробление Древнерусского государства на удельные княжества. Основой нового союза стало условие неприкосновенности «отчинных» границ, при этом за Святополком закреплялось право на киевскую отчину отца, Мономах получал Переяславль, а трое Святославичей – черниговскую отчину. Фактически, это упразднило наследие Ярослава Мудрого. Не было больше «старших» князей, а Киев становился одним из удельных центров, «первым среди равных».

Княжеская идиллия продолжалась недолго – решения съезда об установлении мира и согласия на Руси были нарушены на другой же день после их утверждения. Поскольку Святополк не добился от братьев признания своего «старейшинства», то, из опасения потерять киевский престол, он согласился на предложение волынского князя Давида, внука Ярослава, устранить одного из возможных претендентов на свой стол – князя Василька Ростиславича. Тот был схвачен, придавлен досками и у него вырезали ножом оба глаза. Такой метод устранения политических оппонентов давно практиковался в Византии, но для Руси такая жестокость по отношению к близкому родственнику была неслыханной.

После этого злодейства, получив одобрения киевского веча, Святополк обрушил свой гнев на приверженцев Мономаха в Киеве. Печерский патерик сообщает, что «Святополк Изяславич много насилие створи и домы сильных искорени без вины, имение многим отьим».

Узнав о коварстве вчерашнего союзника и ослеплении Василька, князья, участвовавшие в Любечском съезде, решили объединиться против Святополка даже с давними противниками – Святославичами. Ситуацию спасла вдова князя Всеволода – она выехала навстречу Владимиру Мономаху и уговорила его не нарушать хрупкий мир между братьями. Но для окончательного прояснения отношений внутри династии решено было провести ещё один «княжеский съезд», который собрался в местечке Уветичи, 30 августа 1100 года.

 

«ДЕТНОЕ МЕСТО» НОВГОРОДА

В 1097 году в Новгородской Первой летописи впервые упоминается «Детинец город» – центральное укрепление Новгорода, которое мы привыкли называть Кремлём.

         Происхождение и смысл этого названия долгое время были покрыты тайной. C начала XIX века предлагались самые причудливые версии: от места укрытия детей на время военной опасности до крепости для княжеских или боярских «детей», то есть дружинников. Возникла и откровенно «кровожадная» версия о том, что у славян был распространён обычай замуровывать в стены строящейся крепости младенца, чтобы непорочность детёныша служила дополнительной защитой стен. Многие историки сходились в том, что само слово детинец было распространено только в Новгороде и Пскове, а, значит, является диалектизмом.

         Всё это мифотворчество развеялось при серьёзном лингвистическом анализе самого слова. В 1970-х годах языковед Жанна Варбот выделила ещё одно, незамеченное другими исследователями и сохранившееся в диалектах, значение слова детинец, как производное от детя (детка, детыш, детеныш) – «меньшие и внутренние части составных предметов и орудий».

Это открыло возможность осмыслить название Детинец как малую, внутреннюю часть городского пространства, находящегося внутри большого,  по-древнерусски –  окольного города. Причём слово детинец до середины XIII века повсеместно употреблялось на Руси для обозначения внутренних крепостей. Известны летописные упоминания детинцев в Чернигове, Владимире, Переяславле, Новогрудке. Только после монгольских походов 1230-1250-х гг., вместе с разрушенными укреплениями русских городов, исчезает это древнее название крепостных центров. Лишь в Новгороде и Пскове, избежавших монгольского разорения и сохранивших укрепления, название «детинец» доживает до XVII века и постепенно вытесняется названием «кремль», имеющем московско-тверское происхождение.

Современные исследователи слова детинец, новгородка Л.А. Секретарь и москвич А.Ф. Журавлёв, независимо друг от друга, пришли к ещё одному интересному выводу. Они установили, что в славянских языках слово детинец (варианты – детное место, детское место) обозначало материнскую утробу, плаценту, оболочку, в которой вынашивается и из которой рождается плод. Такая метафора раскрывает перед нами потрясающе глубокое восприятие нашими предками процесса зарождения и роста Новгорода, в котором Детинец уподоблен младенцу внутри матери. Это позволяет по-новому взглянуть на известную Михайловскую икону «Знамение Божьей Матери»: здесь иконописец, возможно, стремился установить символическую связь между изображением младенца Христа в материнском лоне и детинцем христианского Новгорода.

Жаль, но в современной топонимике Новгорода слово «Детинец» сохранилось лишь на вывеске кремлёвского ресторана. Видимо, в этом тоже заключена своя символика, которая оттеняет особенности жизни нынешних новгородцев, привыкших согреваться в «Детинце» кружкой-другой медовухи после экскурсии с гостями по «детному месту» родного города.

 

НАША ЛЕТОПИСЬ:

1093 г. – «Преставися Всеволод; и седе Святополк Кыеве. В то же лето победиша Половчи Святополка и Мстислава на Треполи».

1095 г. – «Иде Святополк и Володимир на Давыда Смоленску, и вдаша Давыду Новгород. В то же лето приидоша прузи в Русь августа в 28».

1097 г. – «Слеплен бысть Василко. В то же лето, зиме, победи Мстислав с новгородци Олга на Кулатске, в великое говение. И того же лета, на весну, погоре он пол, а 3-и дни Детинец сгоре город; Илькину чадь избиша».

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"