Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

Годы 1106- 1112. «Из «временных лет» в вечность»

В первые десятилетия XII века неясные контуры территории Новгорода обретают строгую планировочную  структуру. Посмотрим на неё с высоты птичьего полёта, благо сохранность новгородских памятников архитектуры даёт нам эту счастливую возможность.

Доминантами города и его ближайших окрестностей становятся крупные каменные церкви, последовательно выстроенные новгородскими князьями в Детинце (Софийский собор, 1045-1050 гг.), на Городище (ц. Благовещения, 1103 г.) и на Ярославовом Дворище (Никольский собор 1113 г.) Чуть позднее, к ним добавились ещё два огромных собора – храм Рождества Богородицы (1117 г.) в монастыре, основанном Антонием Римлянином и ц. Св. Георгия в Юрьеве монастыре (1119 г.). В результате возникла чёткая градостроительная композиция Новгорода, основой которой стали две пересекающихся оси: одна прошла с юга на север, соединив Юрьев и Антониев монастыри; вторая связала Софийский и Никольский соборы по направлению запад-восток, причём, эта ось воплотилась в виде деревянного Великого моста. В такой крестообразной планировке угадывается и определённый символизм, связанный с христианским восприятием города.

Большие храмы Новгорода, построенные, преимущественно, по княжескому заказу, не были единственными церквями в городе. В описании пожара 1105 года Новгородская первая летопись упоминает «святого Илью на Славне». Не исключено, что и в других частях Новгорода к этому времени существовали небольшие, скорее всего, деревянные церкви. Жизнь простых горожан в это время не столь заметна, как храмовое строительство князей, но она не менее важна по последствиям. Как удалось установить археологам по многочисленным находкам этого времени, на рубеже XI-XII веков происходит кардинальное изменение в характере ремесленного производства. На смену изделиям, сработанным с особым изяществом и технологическим совершенством (явно для требовательного заказчика!), приходит «ширпотреб» – предметы быта, инструменты и украшения среднего качества, лишённые индивидуального почерка и рассчитанные на быстрый износ. Такое изменение в ремесленном производстве знаменовало переход к массовому рынку сбыта; при этом в прежнюю схему «производитель – покупатель» всё чаще вклинивается торговый посредник-купец.

Такие изменения сигнализируют нам, с одной стороны, о численном росте городского населения и повышенном спросе на ремесленную продукцию, с другой – указывают на постепенное складывание нового социального слоя жителей Новгорода. Это независимые от боярства в личном и экономическом плане люди, ремесленники и торговцы, ведущие собственное хозяйство и обеспечивающие население города своей продукцией или товаром. Именно этому слою горожан суждено стать главной политической силой в развитии республиканских институтов Новгорода.

Тем временем, в политической жизни Руси нарастает ощущение смены эпох. Улаживание конфликтов внутри княжеских семей и борьба с половцами не должны заслонить от нас главное: Русское государство состоялось, закрепилось на своих территориях, обросло и «обрусело» своим населением, «сцементировалось» общей православной верой. Апогеем этих достижений Руси стал энциклопедический труд монаха Киево-Печерского монастыря Нестора – «Повесть временных лет», законченный в 1110-х годах.

Благодаря гигантским усилиям самого Нестора и его предшественников, Русь обрела свою детализированную письменную историю, «вплетённую» в историю человечества от сотворения Адама и Евы. Будущее этого огромного государства зависело не от сотен тысяч патриархальных крестьянских хозяйств, а от нескольких десятков крупных и малых городских центров, разбросанных на бесконечных просторах от Тьмутаракани до Новгорода, на всё ещё известном Нестору, но уже уходящем в прошлое пути «из варяг в греки».

 

«ГРАФФИТИ И АВТОГРАФЫ»

         Расписывать стены Софийского собора в Новгороде художники начали почти сразу после его освящения в 1052 году. Правда, в то время они покрыли фресками лишь часть храма, в частности, к этому времени принято относить фреску «Константин и Елена», одну из немногих, сохранившихся от первоначальной росписи.

Основные работы живописцев по штукатурке развернулись в XII веке. Дважды, в 1108 (1109) и 1144 годах летопись сообщает о почине новгородских владык по украшению фресками главной церкви Новгорода. Художники, работавшие в храме, не только создали замечательные фресковые композиции, но и оставили нам свои автографы. Среди них есть часто повторяющееся имя «Стефан», процарапанное несколько раз на штукатурке храма, а также на одном из голосников – глиняном горшке, вмурованном в подкупольный свод церкви для улучшения акустики.

В одной из частей храма Стефан весьма художественно изобразил льва и процарапал надпись: «в поминовение Стефан писал». Чуть ниже угадывается и автопортрет самого Стефана: в монашеском клобуке, с нательным крестом на верёвочке, а рядом вновь подпись. Исследовательница софийских граффитей Альбина Медынцева считает, что Стефан был мастером, возглавлявшим артель живописцев. Среди граффитей встречаются и другие имена – Микулы и Радко, видимо, подмастерьев.

Время и тонкая штукатурка чудом сохранили для нас имена древних художников-монахов, безвестно трудившихся девять столетий назад во славу Божью, для новгородской Софии. Маленькая человеческая слабость, которую мы сейчас называем «защитой авторских прав», не позволила им кануть в Лету.

НАША ЛЕТОПИСЬ:

1106 г. – «Избиша Половьче на Дунае».

1107 г. – «Трясеся земля в 5 февраря».

1108 г. – «Преставися архиепископ новгородскыи Никита, месяца генваря в 30; а на весну почяша писати святую Софию, стяжанием святого владыки».

1109 г. – «Бысть вода велика в Днепри, и в Десне, и в Припете».

1110 г. – " Приде архепископ Иоанн в Новгород месяца декабря в 20».

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"