Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

Годы 1134- 1140. «Призрак революции»

«ПРИЗРАК РЕВОЛЮЦИИ»

В среде специалистов по средневековому Новгороду одним из центральных событий новгородской истории считается антикняжеский мятеж 1136 года, который даже был назван Б.Д. Грековым в период увлечения марксизмом «новгородской революцией». Попробуем разобраться, кто чего не мог и не хотел в этой «революции».

Поводом к недовольству новгородцев стало намерение князя Всеволода начать «суздальскую войну», чтобы посадить в Суздале своего брата Изяслава. Новгородцы не были едины в поддержке этой войны и сумели вернуть своё войско с полдороги. По настоянию Всеволода рать всё же продолжила поход зимой, но закончилось всё ужасно – новгородское войско потерпело поражение под Жданой горой, потеряв на поле боя посадника и много «добрых муж».

Накал антикняжеских страстей привёл к аресту самого Всеволода с семьёй и последующему изгнанию из Новгорода. Несколько дней на княжеском столе сидел Владимир – малолетний сын Всеволода, но вскоре новгородцы дождались приглашённого из южной Руси князя Святослава Ольговича, брата черниговского князя. Святослав пришёлся по душе не всем – сторонники Всеволода даже «стреляли» в него из-за угла, но стрела пролетела мимо.

Изгнанный Всеволод вскоре объявился во Пскове и стал готовиться к войне с Новгородом. Казалось, битвы не избежать – Святослав собрал огромную рать и даже пригласил брата Глеба с курянами, а к Всеволоду перебежали его новгородские «милостници». Но в решающий момент новгородцы с князем повернули назад, сказав «не проливаиме крови с своею братьею, негли бог управит своим промыслом». Бог и управил: Всеволод Мстиславич неожиданно умер. Через год Новгородцы изгнали надоевшего Святослава, пригласив к себе сына ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого. На этом и с псковичами замирились, да и в городе на какое-то время утихли раздоры.

«Призрак революции», подобный новгородскому восстанию 1136 года, бродил в то время и по городам Северной Европы. Горожане, как организованное сообщество, вторгаются в датскую историю с убийством короля Нильса 25 июня 1134 года. В 1140-е гг. жители шведского Лунда выступают как городская община, предоставляя архиепископу и королю свою военную поддержку. Население крупнейших городов Европы принимало активное участие в политической борьбе, для того чтобы достичь преимуществ города как самостоятельного целого. Новгородцы не то что не отставали от них, но были одними из первых, кто добился права самостоятельно выбирать себе князя, а немного позднее, в 1156 году, и епископа.

 

«ЖИЗНЬ НА ВЛАДЫЧНОМ ДВОРЕ»

         Церковная история Новгорода в первые десятилетия XII века наполнена непростыми событиями. В условиях нараставшей борьбы новгородского боярства с княжеской властью, епископы Новгорода не только не оставались в стороне, но иногда  старались использовать её для получения большей независимости от киевского митрополита и даже константинопольского патриарха.

Наиболее загадочной личностью на новгородской кафедре в это время был епископ Иоанн Попьян, который простоял во главе церковной иерархии Новгорода с 1110 по 1130 год, а затем «отвержеся», то есть отказался от сана. Более того, в древних списках новгородских владык века говорится, что «отверженного» епископа в церковных службах «не поминают». В чём же причины намеренного забвения высшего иерарха Новгорода?

Как считает петербуржский исследователь Александр Мусин, Иоанн Попьян оказался в сложнейшей ситуации выбора между сохранением прежних форм церковной жизни и проявлениями новых экономических условий в церковном хозяйстве города и пригородных монастырей. Со времён крещения Руси материальная основа церковных институтов обеспечивалась «церковной десятиной», которая перечислялась соборным церквям в виде 1/10 от даней, торговой и судебной деятельности князей. При такой форме обеспечения церковь была лишена собственной экономической базы и полностью зависела от княжеского благополучия и благосклонности. Недостатки этой системы со всей очевидностью проявились в начале XII века, когда серия неурожайных лет серьёзно подорвала экономическую основу церкви.

В этих условиях князья перешли к наделению монастырей земельными владениями и одновременно устанавливали прямые отношения с настоятелями обителей. Со временем такую практику начнут и богатые новгородцы. Всё это приводило к дроблению церковной системы и утрате строго иерархического подчинения епископу. Не видя возможности противостоять складывающимся союзам княжеских домов и монастырей, Иоанн принял решения самостоятельно сложить с себя сан епископа, что, при отсутствии санкции сверху, считалось каноническим преступлением. Ни о какой «нелюбви» новгородцев к своему владыке в этой ситуации говорить не приходится, скорее наоборот, ведь за деятельностью Иоанна Попьяна стояло желание сохранить единство церкви, избежать прямого княжеского вмешательства в церковные дела.

К XII веку относятся и достоверные археологические свидетельства жизни Владычного двора. Благодаря раскопкам Марка Алешковского в 1950-1960-х годах, выяснилось, что в северной части нашего Кремля, под каменными стенами и башнями сохраняются бревенчатые стены древнейших укреплений епископской резиденции. На глубине от 3 до 5 метров залегают мощные дубовые срубы, которые опоясывали по кругу пространство вокруг Софийского собора. Деревянная крепость была вдвое меньше кремля и занимала площадь около 4,5 га. Судя по найденным у основания стен каменным выкладкам, всё пространство Владычного двора было замощено булыжником, что было большой редкостью для деревянного города. Именно здесь, за крепкими дубовыми стенами и был посажен под охрану в 1136 году неугодный новгородцам князь Всеволод вместе с женой, детьми и даже тещёй.

 

НАША ЛЕТОПИСЬ:

1134 г. – «Почаша молвити о Суждальстеи воине новгородци и убиша муж свои и свергоша и с моста в субботу Пянтикостную. Том же лете погоре Торговый пол, от ручья Плотницкого до конця Холма; а церквии цестных 10 сгоре, августа в 4… В то же лето, на зиму, иде Всеволод на Суждаль ратью, и вся Новгородская область, месяца декабря в 31; и сташа дне зли: мраз, вьялиця, страшно зело. И бишася на Ждани горе, и много ся зла створи: и убиша посадника новгородьского Иванка, и Петрила Микулъциця и много добрых муж, а суждалце боле; и створиша мир, придоша опять».

1135 г. – «Ходи Мирослав посадник из Новагорода мирить кыян с церниговци, и приде, не успев ницто же: сильно бо взмялася вся земля Русская…»

1136 г. – «Новгородци призваша плесковиче и ладожаны и сдумаша, яко изгонити князя своего Всеволода, и всадиша в епископль двор, с женою, с детьми и с тещею … и стражье стрежаху день и нощь с оружием,30 муж на день и седе 2 месяца, и пустиша из города июля в 15, а Володимера, сына его, прияша».

1137 г. – «Бежя Костянтин посадник к Всеволоду и инех добрых муж неколико; и вдаша посадницити Якуну Мирославицю Новегороде … и мятеж бысть велик Новегороде: не всхотеша людье Всеволода; и побегоша друзии к Всеволоду Плескову и взяша на разграбление домы их… Тогда же преставися князь Всеволод Мстиславиц Плескове».

1138 г. – «Месяца марта, в 9 день, на 40 Святых, бысть гром вели, яко слышахом чисто, в истьбе седяще… В то же лето вниде князь Ярослав, сын Гюргев, внук Володимир, и-Суждаля Новугороду на стол, маия в 10; и с плесковици смиришася».  

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"