Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

Годы 1155- 1161. «Дары княжеских сватов»

Середина XII века прошла у новгородцев в постоянных выяснениях отношений с Юрием Долгоруким – энергичным владимирским князем, изо всех сил старавшимся удержать Новгород в орбите своего влияния. Нет нужды пересказывать многолетнюю  историю этих отношений, коснёмся лишь тех эпизодов, с которыми связаны несколько ценнейших предметов из ризницы Софийского собора, являющихся гордостью всех новгородцев.

После нескольких неудачных попыток «усадить» на новгородском столе сына Ростислава, Юрий Долгорукий отправляет в Новгород в 1155 году другого сына – Мстислава. Причём в этот раз, чтобы заручиться поддержкой новгородцев, он женит его на дочери новгородского боярина Петра Михалковича. По каким-то причинам новгородские летописи об этом умалчивают и сообщение о женитьбе Мстислава на «Петровне Михалковича» сохранилось в киевском и владимирском летописании.

Но политический расчёт себя не оправдал: летом 1157 года новгородцы изгнали Мстислава; а вот его тесть – Пётр Михалкович сумел сохранить доверие новгородцев и продолжал исполнять обязанности княжеского представителя в сместном суде. Об этом историкам рассказали тексты многочисленных берестяных грамот, обнаруженных в 1998 году вокруг известного судебного помоста на одной из усадеб Троицкого раскопа.

В качестве материального свидетельства брачного союза Мстислава Юрьевича с дочерью новгородского боярина Петра в ризнице Святой Софии сохранился великолепный серебряный кратир – чаша для причастия. Надёжную атрибуцию этого кратира, на котором содержится надпись «се сосуд Петров и жены его Марьи» и указание «Коста делал», недавно выполнил московский филолог Алексей Гиппиус. Благодаря сопоставлению берестяных и летописных текстов, а также тщательному изучению кратира, он пришёл к выводу, что Петр и Марья это родители невесты, сваты киевского князя Юрия Долгорукого.

Их дар в сокровищницу общегородского храма был не единственным. Самая известная новгородская икона «Знамение Божьей Матери» содержит на оборотной стороне образ святых Петра и Анастасии. «Можно думать, что кратир и икона были парным вкладом, сделанным Петром Михалковичем в Софийский собор в связи с бракосочетанием его дочери Анастасии с князем Мстиславом Юрьевичем», – предполагает А. Гиппиус. Так мы узнали и красивое имя княжеской невесты. Пройдёт ещё немного времени и подаренная Софийскому собору икона чудесным образом спасёт Новгород от ратей Андрея Боголюбского.

Ко второй половине XII века относится и упоминание в новгородских берестяных грамотах будущей столицы русских земель, обласканной всё тем же Юрием Долгоруким. Грамота № 723 сообщает «Покланяние от Душиле к Насте. Шел ты есмь Кучкову». До находки этой грамоты старое название Москвы  – Кучково – читалось только в тексте Ипатьевской летописи.

 

«ОНИПОЛОВЦИ»

«И сташа сторожи у городних ворот, а друзии на оном полу» – сообщает нам летописец о новгородской распре 1157 года. Где находились «городнии ворота» мы ещё можем представить – это, скорее всего, ворота в детинец со стороны Великого моста. Но что такое «на оном полу»?

Ответ на этот вопрос, казалось бы, давно дан историками. «Оный пол» значит – та, другая половина города, то есть современная Торговая сторона. Кстати, похожее название сохранилось в ильменском Поозерье – деревня Ондвор. Но летопись не просто называет две части города, а явно противопоставляет собственно Новгород (Софийскую сторону) и население торговой части: «начаша изгонити из Новагорода, торговы же послаша в оружьи по нем». Иногда летописец, сообщая о жителях Торговой части, употребляет название «зареченцы» и «ониполовцы».

Историк Елена Скржинская даже усмотрела в последнем названии родство с обозначением кочевого населения левого берега Днепра – половцами. Она приводит довольно веские аргументы в пользу того, что постоянно тревожившие Русь своими набегами кочевники, звались русскими соседями «половцами» по тому же принципу – как население «оного пола», то есть той, заднепровской стороны.

В таком отделении торгово-купеческого поселения от города нет ничего необычного. Многие европейские города на ранних стадиях своей истории имели несколько ядер: город епископа, купеческий посёлок, княжеский замок. Видимо не случайно в тексте грамоты князя Изяслава Мстиславича (1134 г.) так говорится о подаренных Пантелеймонову монастырю крестьянах села Витославлицы: «не потянути (не перейти) им не ко князю, ни к епископу, ни в городцкие потуги». Новгород середины XII века все ещё не был цельным поселением с единым ядром; он продолжал расти и вокруг Детинца на Софийской стороне, и вокруг Торга на «оном полу».

 

НАША ЛЕТОПИСЬ:

1155 г. – «На вербницю прииде князь Юрьи к Кыеву и седе на столе, а Изяслав избежа Давыдовиц к Чернигову, и прия Юрьи сын его в мире с любовию, и волости им раздая достоиныя; и бысть тишина в Рустеи земли».

1156 г. – «Согнаша новгородци Судила с посадничества, и по изгнании 5 день умре; и потом даша посадничьство Якуну Мирославичю. Тои же весне преставися архиепископ Нифонт новгородчкыи… В то же лето собрася все град людии, изволеша собе епископом поставити мужа свята и богом избрана именем Аркадиа… В то же лето поставиша заморьскыи купци церковь святую Пятницю на Торговищи».

1157 г. – «Бысть котора (вражда) зла в людех, и всташа на князя Мстислава на Юрьевича, и начаша изгонити из Новагорода, торговы же послаша в оружьи по нем; и свадишася братиа, и мост переимаша на Волхове, и сташа сторожи у городних ворот, а друзии на оном полу, мало же крови не пролиаша межи собою… На ту же осень зело страшен бысть гром и молниа, град же яко яблока больши, месяца ноября в 7 день».

1158 г. – «Иде Ростислав к Смоленску и с княгинею своею, а сына своего Святослава посади в Новегороде на столе, а Давыда в Новем Торгу. В то же лето, по грехом нашим, мор бысть в людех много, и конеи множество помре, яко нелзе бяше проити до торгу сквозе город, ни по гребли, ни на поле, понеже бо велик бяше смрад. Еще же и скот рогатыи помре…».

1160 г. – «Прияша новгородци Святослава Ростиславица, и послаша его в Ладогу, и княгыню впустиша в монастырь святыа Варвары, а дружину его в погреб всажаша, и введоша Мстислава Ростиславица, внука Юрьева…»

1161 г. – «Урядися Ростислав с Андреем о Новегороде, и выведоста Мстислава Юрьева внука, седевшю ему год без неделе… »

 

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"