Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

Годы 1162- 1168. «Посадники и князья»

В 1160-х годах новгородцам пришлось много повоевать, чтобы отстоять свои земли и право выбора князей. Вспыхивающие время от времени стычки боярских группировок за право пригласить «своего» князя, свидетельствуют о том, что Новгород по-прежнему нуждается в фигуре князя для полноценного управления городом и организации военных походов.

         По мнению академика В.Л. Янин в среде новгородского боярства

1130-х – 1170-х годов существовали две наиболее влиятельные группировки. Первая, представленная посадниками Якуном Мирославичем и Захарией, тяготела в своих политических предпочтениях к черниговским князьям. Вторая, объединявшая посадников Судилу, Нежату и некоторых других, занимала противоположную Чернигову позицию и с этой целью часто поддерживала суздальских князей. «Союз с князьями в этот период становится важнейшим элементом внутрибоярской борьбы. Поэтому антикняжеская борьба отодвигается на второй план», – заключает В.Л. Янин.

         В подобных политических распрях можно усмотреть слабость нарождающейся новгородской государственности. С другой стороны, неустойчивость боярских союзов с князьями и смена посадников защищала город от вечной проблемы городского самоуправления – узурпации власти, семейственности и коррупции. Чтобы заручиться поддержкой городского населения при выборе князя, боярам не только приходилось сдерживать свои «аппетиты», но и активно вкладывать собственные средства в развитие и благоустройство городского хозяйства, в том числе, в строительство приходских храмов и монастырей.

         Одним из примеров такого строительства стало возведение неподалёку от Софийского собора, над берегом Волхова огромного каменного храма, посвящённого святым князьям-мученикам Борису и Глебу. Культ князей-страстотерпцев становится особенно популярным на Руси с начала XII века: в условиях непрерывных княжеских распрей невинно убитые княжичи были призваны напоминать об истинных христианских добродетелях – братской любви и смирении.

         Под 1167 годом летопись сообщает: «Заложи Сотко Сытиниц церковь камену святого Бориса и Глеба». Строителя храма звали Сотко, и это уже давно дало историкам повод усматривать в нём прототипа былинного гусляра Садко. При всей «красивости» этого созвучия, трудно представить, чтобы гусляр, даже с помощью «златопёрых рыб», смог построить в центре Новгорода каменный храм, не уступавший по размерам Георгиевскому собору Юрьева монастыря.

Загадочность фигуры Садко подчёркивается наличием прямых параллелей этому персонажу в западноевропейской литературе. В частности, в старофранцузском романе о Тристане из Леонуа (сохранился в списке XIV века) фигурирует купец по имени Садóк. Специалисты по новгородскому фольклору связывают сюжетную линию былины (спор с новгородцами, метание жребия в бурю и спуск в подводное царство) с фольклорным наследием многих народов Евразии, при этом наиболее близкие сюжеты обнаруживаются в Индии и Фракии, подарившей миру миф об ещё одном «гусляре» – Орфее. В таком случае, за былиной о Садке стоит многотысячелетняя традиция индоевропейских народов, переложенная на новгородский лад.

 

«КАМНИ, ПОМНЯЩИЕ СОТКО СЫТИНИЧА»

В 1940-41 гг. на том месте, где летопись упоминает храм Бориса и Глеба – «над Волховом, в конце Пискупли улицы» – Новгородским музеем были проведены большие раскопки. К сожалению, почти все отчётные материалы этих раскопок погибли в годы войны, и мы знаем о них лишь по небольшой статье руководителя работ А.А. Строкова, нескольким фотографиям и полевым дневникам.

Раскопанные руины даже в таком состоянии впечатляют своей монументальностью. Храм многократно перестраивался в XIII-XV вв., но всё равно разрушился в XVII веке. В 1682 году новгородцы почти полностью разобрали его на камень и кирпич. От громадины храма сохранился лишь небольшой придел, а теперь уже самостоятельная церковь Андрея Стратилата, стоящая над остатками лестничной башни храма 1167 года.

В руинах храмах и вокруг него были найдены более 390 (!) погребений в каменных саркофагах, дубовых колодах и гробах. Судя по роскошным украшениям погребённых, многие из них были знатными новгородцами; с учётом посвящения храма, вполне возможно, что здесь могли быть похоронены и члены княжеских семей.

 

НАША ЛЕТОПИСЬ:

1163 г. – «Преставися архиепископ новгородчкыи владыка Аркадии септября в 19; положиша его с великой честью в притворе святыя Софея».

1164 г. – «Приидоша Свея под Ладогу и пожгоша ладожане хоромы своя, а сами завторишася в городе с посадником своим Нежатою, а по князя послаша и по новгородци…  В 5 же день потом приспе князь с новгородци … и победиша Божиею помощью, овы иссекоша, а другыя изимаша».

1165 г. – «Поставлен бысть Илья архиепископ новгородчкыи от митрополита иоанна, при великом князе рустем Ростиславе, марта в 28, на вербьницю, и прииде к Новугороду мая в 11 день при князе Святославе, а при посаднице Захарьи. Того же лета постави церковь святыя Троица шетиници, а другую на Городищи святого Николы князь Святослав».

1167 г. – «На ту же весну заложи Сотко Сытиниц церковь камену святого Бориса и Глеба, при князи Святославе Ростислалице, при архиепископи Ильи… И сложиша на Новгород Андреи со смолняны и с полочаны, и пути заяша, и послы измаша новгородчкыя вседе … а Святослава силою вмещающа в Новгород… Новгородцы же того небрежаху и убиша посадника Захарью и  Неревина и Несду бирица … тогда же даша посадничьство Якуну; и седеша новгородци без князя о Семеня дни до велика дни о Якуне, ждуще от Мстислава сына».

1168 г. – " Прииде князь Роман Мстиславиц, внук Изяславль, Новугороду на стол, априля в 14 день; и ради быша новгородци своему хотению. В то же лето ходиша новгородци с плесковици к Полтеску и пожгоша волость и воротишася от города за 30 верст. Тому же лету исходящу, на весну ходи Роман с новгородци к Торопцю, и пожгоша домы их, и голов множество полониша».

 

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"