Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

Годы 1169- 1175. «Земля просто руская» под Новгородом»

Одним из самых драматичных эпизодов новгородской истории являются события зимы 1169/1170 годов, когда объединённые силы русских княжеств, под предводительством владимиро-суздальских князей двинулись на Новгород, рассчитывая раз и навсегда обуздать строптивых новгородцев.

Незадолго до этого небольшой корпус новгородских «данников» во главе с Даньславом Лазутиничем  отправился для сбора дани «за волок», в сторону Северной Двины. Двиняне как раз в это время задумали «отложиться» от Новгорода и вступили в союз с Андреем Боголюбским. Чтобы поддержать двинян, Боголюбский выслал против новгородцев свой экспедиционный корпус, который был наголову разбит меньшей по численности ратью новгородцев.

Такой обиды князь Андрей простить уже не мог, ведь даже Киев был под его властью и там сидел его младший брат Глеб! Вскоре после событий в Заволочье под Новгородом оказалась вся «земля просто Руская», под предводительством князя Мстислава Андреевича. 25 февраля огромное войско приступило к городу, рассчитывая крупно поживиться в одном из богатейших городов Европы.

О дальнейших событиях нам рассказывают несколько летописных текстов, имеющих явные противоречия в описании «новгородского чуда» 1170 года. Историки делят их на «проновгородскую» и «антиновгородскую» версии, вошедшие в состав древнейших летописей уже в XII веке. Нам, современным новгородцам, конечно ближе летописная версия новгородской ориентации, тем более что на её основе уже в XIV веке появилось «Слово о Знамении Святыя Богородица в лето 6677», в деталях рассказывающее о чудесном спасении Новгорода от разгрома заступничеством иконы Божьей Матери «Знамение».

На третью ночь после начала осады Новгорода архиепископу Иоанну послышался голос: «Иди в церковь святаго Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую богородицю, и вынеси на острог противу супостат». После того как икона была вынесена на острог, суздальцы начали наступление на город и «спустиша стрелы, яко дождь умножен». После того, как одна из стрел вонзилась в икону, Богородица обратилась ликом к городу и из её глаз потекли слезы. И тогда Господь обратил свой гнев на суздальцев: их покрыла тьма, на них напал «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. Новгородцы, увидев это, вышли из острога, стали разить и пленять врагов. В ознаменование свершившегося чуда Иоанн «сотвори праздник светел», который с тех пор празднуют 27 ноября.

«Антиновгородская» версия делает акцент на справедливости действий Андрея Боголюбского, кстати, канонизированного впоследствии православной церковью, покаравшего новгородцев за их  непомерную гордость и неласковое обращение с князьями.

Что же случилось на самом деле? Наиболее вероятным является удачное для новгородцев сражение с вражескими войсками, случившееся на третий день осады. Битва происходила «на десятине» – чаще всего под этим местом понимают территорию около Десятинного монастыря, где, вероятно, проходила линия городских укреплений – «острога», второпях построенного новгородцами. В тексте древнейшей Новгородской Первой летописи ни о каком чуде от иконы не говорится; новгородцев всё же выручили их воинская доблесть и отчаянная храбрость, ведь защищали они родные алтари и семейные очаги, ожидавшие решения своей участи прямо за спинами защитников.

Из-за частокольных стен города за битвой наблюдали архиепископ Иоанн с клиром, молясь при этом принесённым из городских храмов иконам. Среди них, несомненно, была и икона «Знамение Божьей Матери», подаренная в 1156 году Софийскому собору боярином Петром Михалковичем в память о выдаче дочери Анастасии замуж за князя Мстислава Юрьевича.

 «ТРЕПЕТ И УЖАСТЬ»

«О премилостивая Госпоже, Дево Богородице! Ты еси Упование, и Надежда, и Заступница граду нашему, Стена же, и Покров, и Прибежище всем христианам. Тем и мы, грешнии, на Тя надеемся. Молися, Госпоже, Сыну Твоему и Богу нашему за град наш, и не предаждь нас врагом нашим, но услыши плач и воздыхание людей Твоих, и пощади; и якоже иногда Ниневитян Сын Твой пощаде покаяния ради, такожде и зде милость Твою покажи, Владычице», – так звучал текст молитвы (акафиста) архиепископа Иоанна и новгородцев в дни осады Новгорода в феврале 1170 года.

Уже в XIV-XV веках новгородцы стали придавать ярко выраженный идеологический смысл «чудесному» избавлению от суздальской осады. Вступив в эту пору в затяжное противостояние с московскими князьями – наследниками Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, Новгород нуждался в духовном подтверждении своего права на суверенитет. Тогда и оформился окончательно культ почитания Знаменской иконы, как символа стойкости и независимости новгородцев перед притязаниями владимирских и московских князей.   

Примерами этого культа являются несколько дошедших до нас иконографических изображений «Чуда от иконы Знамение». На одной из них, происходящей из церкви Николая Качанова, в нижней части изображена кульминация сражения, где впереди новгородского войска скачут святой воитель Георгий, святые князья Борис и Глеб, а также Александр Невский; в небе, навстречу головному отряду суздальцев летит ангел с поднятым мечом, в котором усматривают архангела Михаила. Как же было суздальцам не впасть в «трепет и ужасть», при виде такого небесного воинства? То, что Александр Невский родился спустя пятьдесят лет после сражения не должно смущать лицезреющего икону: в идеологической борьбе, как и в политике, все средства хороши.

 НАША ЛЕТОПИСЬ:

1169 г. – «Иде Даньслав Лазутиниц за Волок даньником с дружиною своею и присла Андреи полк свои на нех, и бишася с ними, и бяше новгородцев 400, а суздалец 7000; и пособи бог новгородцем, и паде их 30 и 1000, а новгородцев 15 муж… В то же лето, на зиму, приидоша под Новгород суздалци с Андреевицем, Роман и Мстислав со смолняне и торопцаны, и с муромци и с рязанци с двемя князьма, и полочкыи князь с полочаны, и вся земля просто Руская, а новгородци же сташа твердо о князи Романе Мьстиславлици, о Изяславли внуце, и о посаднице Якуне, и устроиша город около города. Иприидоша к городу в неделю на збор, и сходиста промежи себе о уряди по три дни; и к вечеру победи я князь Роман, но еще бо тогда детеск бяше сыи, с новгородци, силою крестною и святою богородицею и молитвами благоверного владыки Ильи, месяца февраля в 25 …».

1170 г. – «Бысть дорогов в Новегороде: купляхут кадь ржи по 4 гривне, а хлеб по две ногате, а мед пуд по 10 кун… В то же лето боголюбивыи архиепископ новгородчкыи владыка Илья с братом Гаврилом создаста манастырь и церковь устроиста свтяыя Богородица Благовещение».

1171 г. – «Того же лета отъяше князь Рюрик посадничество у Жирослава и выгнаша его из Новагорода, и он поидяше к Суздалю к князю Андрею, и Даша тогда посадничество Иванкови Захариницю …».

1172 г. – «Того же лета, на зиму, ходи архиепископ новгородчкыи Илья ко Андрееви, в Володимир, ходил бяше на всю правду».

1173 г. – «Идее князь Юрьи Андреевиц с новгородци и с ростовци Кыеву на Ростиславица и прогнаша ис Кыева и стояше под Вышегородом 7 недель, и приидоша в Новгород вси здравы».

1174 г. – «Убиша в Володимири князя Андрея свои милостници: в нощи, спящю ему в Боголюбем …».

1175 г. – «Выведоша из Новагорода князя Юрья Андреевича; а Мстислав сын свои посади Святослава в Новегороде … В то же лето преставися посадник новгородчкыи Иванко Захарьиниц, и даша Жирославу опять; и концающюся лету тому, исгнаша ис посадничьства Жирослава и Даша Завиду Невероницю».

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"