Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

Годы 1176- 1182. «Дела церковные»

Проходящая в этот раз перед нами седмица лет жизни Новгорода до предела насыщена экстраординарными событиями: по-прежнему выясняют при помощи военных походов и захвата городов свои отношения владимирские, ростовские и смоленские князья, а новгородцы, умело лавируя между ними, то приглашают к себе на стол победителей, то изгоняют пораженцев; горят один за другим Славенский и Неревский концы; Волхов течёт по весне вспять несколько дней кряду.

На этом фоне поразительной выглядит строительная активность новгородского архиепископа Ильи, который, невзирая на все трудности бытия, последовательно возводит или восстанавливает после пожара по всему городу и окрестностям каменные и деревянные храмы. Возможно, что за этим строительством проглядывает то, о чём молчит летописец: население города растёт и богатеет, а избыточное богатство новгородцы охотно вкладывают в возведение приходских храмов и монастырей. Иногда эти вклады обрастали легендами.

В житие архиепископа Ильи содержится подобный эпизод, связанный с устройством церкви Благовещения в основанном им же монастыре. Начатое Ильей и его братом Гавриилом строительство храма пришлось остановить, когда церковь была выстроена уже наполовину по банальной причине – кончились средства. Благочестивых строителей спасла молитва, обращенная к Богородице. Она явилась братьям во сне и пообещала не оставить их в нужде. Наутро перед входом в монастырь стоял прекрасный конь в золотой упряжи. По бокам пустого седла висели два мешка: один с золотом, другой с серебром. Когда мешки были сняты, конь растворился в воздухе … Средств хватило не только на строительство, законченное за 70 дней (!), но и на покупку сёл для монастыря и последующее содержание монашеской братии. Храм Благовещения на Мячине, отмечающий место древнего монастыря, и поныне стоит неподалёку от бывшего аэропорта, у развилки дорог в Поозерье и Юрьево.

К сожалению, не все храмы той поры дошли до наших дней – многие сгорели в бесчисленных пожарах или разрушились от времени. Приметой церковного строительства XII-го столетия было частое посвящение храмов Иоанну Предтече, крестившему Христа в водах Иордана. Дело в том, что ещё в княжение Владимира Мономаха на Русь был привезён перст от руки Иоанна Предтечи, как символ близости Византийской и Русской церквей. До этого византийского императора благословляли на трон целой десницей святого Иоанна, что символизировало в этой церемонии акт крещения самого Господа. Подаренный киевскому князю Иоанновский перст стал ещё одной православной святыней, закреплявшей за Киевом право на равный диалог с Константинополем в церковных делах, и на Руси стало «модным» посвящение храмов Иоанну Предтече.

Один из храмов, в память об Усекновении главы Иоанна Предтечи, находился возле Кремля, на окончании древней Чудинцевой улицей. Нынешние новгородцы без особого труда ощутить под ногами руины храма 1176 года – нужно только дождаться времени, когда пустеет заставленная торговыми лотками сувенирная аллея.

 

«ЛЮБИТЬ ПО-ДРЕВНЕРУССКИ»

Семейные отношения в древней Руси историки часто называют сугубо прагматическими союзами, строившимся на экономических выгодах брака или необходимости сохранения наследства. И здесь, в мнение историков вмешались археологи.

При раскопках экспедиции под руководством Николая Макарова на Кубенском озере, близ Вологды, были обнаружены несколько удивительных могил: в просторных ямах были погребены пары прижавшихся друг к другу мужчин и женщин, их черепа были тесно сомкнуты и обращены лицевой частью друг к другу. Эти парные могилы были особо богаты женскими украшениями и мужским инвентарём. По времени погребения относились ко второй половине XII – началу XIII вв., то есть были сделаны уже в христианскую эпоху.

Подобные же погребения были найдены экспедицией Макарова и в Нефедьевском могильнике на периферии новгородских владений, где открывался путь из Белозерья в Заволочье. Здесь среди 113 погребений 8 также были парными, правда, в ряде случаев могилу мужа и жены отделяла тонкая земляная перемычка.

Чтобы объяснить смысл таких погребений нужно вспомнить популярный на Руси сюжет о муромском князе Петре и его супруге Февронии: они прожили долгую и счастливую жизнь, выразив желание быть погребёнными вместе. Но, приняв перед смертью монашество, оказались в разных монастырях. Уже на следующий день после смерти Пётр и Феврония чудесным образом оказались в одном гробу, и попытки разнести их обратно ничего не изменили. Их так и оставили лежать в одном гробу у соборной церкви Мурома.

Выходит, что глубина чувств в XII веке преодолевала религиозные нормы и любящих супругов, при этом иногда умерших в один день, родные хоронили, отдавая дань их желанию любить друг друга не только «до гроба», но после...

В обывательской среде часто звучат голоса о том, что археологи кощунствуют, тревожа раскопками древние могилы. Дескать, кто похоронен и забыт, о тех лучше и не знать. Вот и скажите: что знали бы мы о любви и браке в XII веке, если бы не тщательные исследования археологов под Вологдой, вернувших из небытия счастливые семейные пары, поклявшиеся в вечной любви и сохранившие для себя и для нас эту нетленную ценность своим прахом?

 

НАША ЛЕТОПИСЬ:

1176 г. – «Иде Волхово опять на звод (вспять) по 5 днии. Тои же весне оженися князь Мстислав в Новегороде и поняша у Якуна у Мирославлича дщерь… Том же лете постави Михалко Степановиц церковь нову святого Михаила, а другую Моиси Доманежиц святого Иоанна Усекновение главы на Чюдинцеве улице».

1177 г. – «Того же лета погоре на осень Неревьскыи конец от Иванковеи, и сгоре церкви 5. И на зиму прииде князь Мстислав с братом Ярополком в Новгород и посадиша новгородци Мстислава на столе, а Ярополка на Новем Торгу, а Ярослава на Ламском волоце, и тако управишася по воле».

1178 г. – «Преставися князь Мстислав, сын Ростиславль, а внук Юрьев, и положиша у святеи Софеи в притворе; а брата его Ярополка посадиша в новегороде на столе. И зая Всеволод гость новгородчкыи, и показаша путь Ярополку новгородци, и тогда Всеволод изгони Новый торг и взя. И послашася новгородци по князя Романа к Смоленкску, и вниде на сбор по чистой недели».

1179 г. – «Заложи архиепископ новгородчкыи владыка Илья церковь камену святыа богородица Благовещение, а начаша ю делати мая в 21, а концаша августа в 25, а всего дела церковнаго днии 70; и бысть крестияном прибежище».

1180 г. – «Преставися князь Мстислав в Новегороде Ростиславиц … и положиша и в святеи Софеи в предел святыя Богородица».

1181 г. – «Месяца июля в 3 зажжена бысть церкви от грома варяжьская на Торговищи, по вечерни, а другая святого Иоанна Ищекова. Того же лета загореся в Славне от Коснятина двора, сгореста 2 церкви: святого Михаила и святых Отец, и дворове мнози по гребли и до Ручья. В то же лето срубиша церковь святого Якова на Добрыне улици, и святого Кузмы и Дамиана, и святого Савву, и святого Георгиа, и святого Иоанна Ищекову».

1182 г. – «Прииде в Новгород князь Ярослав, сын Володимир, внук великаго Мстислава. Того же лета концаша церковь архиепископ новгородчкыи владыка Илья с своим братом Гаврилою на воротех святое Богоявление. Тогда же и святых Отец церковь поставиша».

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"