Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

Годы 1190- 1196. «Седмица Ярослава Владимировича: «на столе своем»

Среди княжеских имён, сменявших друг друга на новгородском столе в XII веке с калейдоскопической быстротой, одно задерживается на страницах летописи на относительно долгий срок: князь Ярослав Владимирович несколько раз княжит в Новгороде с 1181 по 1199 годы. При этом целых семь лет, с 1187 по 1196 год, он непрерывно сидит в Новгороде, на зависть своим предшественникам и последователям. Историки диаметрально расходятся в оценке его деятельности и причин столь долгого княжения: некоторые, включая отечественного классика С.М. Соловьёва, считали его малозначительной фигурой, усидевшей так долго на новгородском столе в силу влиятельности могущественного свояка, суздальского князя Всеволода Большое Гнездо. А вот историк Л.В. Черепнин приписывал Ярославу Владимировичу многочисленные заслуги: удачные военные походы на Чудь, строительство новых храмов и монастырей, заключение торговых договоров с Готландом.

Последнюю точку зрения недавно поддержал московский учёный Алексей Гиппиус, собравший множество аргументов в пользу того, что Ярослав Владимирович был действительно «великим» князем, как его однажды именует Новгородская Первая летопись. Практически все аргументы он черпает со страниц летописи, где особо указывается на то, что Ярослав был сыном князя Владимира, «а внук великого Мстислава». Князь Ярослав не только был наследником новгородской славы деда; его бабкой была дочь новгородского посадника Дмитра Завидича, выданная в 1122 году замуж за Мстислава. Таким образом, он находился в тесном родстве с известным боярским кланом, представители которого на протяжении XII века также избираются в посадники и явно оказывают поддержку «своему"  князю. Летописец даже подчёркнуто говорит о том, что после изгнания в 1196 году Ярослав возвращается в Новгород и садится «на столе своём».

Какой же след оставили в Новгороде семь лет непрерывного княжения одного князя? Не было ли в этом попытки «реставрации» сильной княжеской власти? Несомненно, Ярослав Владимирович настойчиво укреплял авторитет  своей династии; по его указанию в Пскове состоялось «обретение мощей» и местная канонизация князя Всеволода, изгнанного новгородцами в 1136 году. Воздав должное своему дяде, Ярослав позаботился и о том, чтобы его собственное имя дополнялось титулом «второй Всеволод». Взвешенная политика князя по отношению к городскому самоуправлению проявилась в оформлении института тысяцкого, ставшего важным балансиром для деятельности боярских посадников со стороны торгово-ремесленного населения города. При Ярославе Владимировиче княжеский Юрьев монастырь приобрёл статус «вечевого» монастыря, а юрьевский архимандрит, которого избирал «весь Новгород», стал своеобразным противовесом власти новгородского владыки со стороны чёрного духовенства.

         Итогом «новгородской седмицы» Ярослава Владимировича явилось складывание новой системы управления Новгородской республикой, цель которой, по мнению А. Гиппиуса, заключалась в ограничении влияния «непредсказуемого в своём политическом выборе новгородского боярства путём введения новых влиятельных общественных институтов, представляющих более широкие слои населения».

         К сожалению, эта система сдержек и противовесов не защитила самого князя. В 1199 году он был в очередной раз изгнан из Новгорода и навсегда исчез из поля зрения летописцев где-то на просторах Южной Руси.

«КАРЕЛЬСКАЯ ГРАМОТА»

Военные походы Ярослава Владимировича в 1190-х годах чётко очерчивают зону экономических интересов Новгорода:  земли чуди и еми, а также далёкая, но бесконечно богатая пушниной Югра. Торговые пути от Ладожского озера до Ботнического залива и даже в Лапландию сложились уже в X веке, и контроль над ними был исключительно важен для Новгорода, богатевшего за счёт своих торговых связей.

Экспансия новгородцев на север – в сторону нынешних Карелии и Финляндии, наряду с военными целями носила ещё и характер религиозного миссионерства. При этом уже к концу XII века на территории финских племён новгородцы сталкиваются с отрядами шведов, также вожделевших освоиться в озёрном краю.

И всё же новгородцы опередили скандинавов. Распространяя среди карелов свою веру, язык и традиции, русское население оставило неизгладимый след в памяти этого народа. До сих пор в финском языке risti – это  крест, skiita – скит, а pappi – поп.

В 1957 году на Неревском раскопе была найдена грамота № 292, заставившая археологов поломать голову. Попытаемся её прочесть: «Юмалануоли 10 нимижи ноули се хан… «. Полная чепуха для русского уха оказалась записью карельского текста с использованием кириллического алфавита. Перевод грамоты звучит примерно так: «Божья стрела (молния) десять имён твоих. Стрела та она принадлежит богу. Бог судный направляет». Это языческое заклинание древних карел, записанное где-то в середине XIII века. До появления других текстов на карельском языке остаётся ещё долгих шесть столетий.

НАША ЛЕТОПИСЬ:

1190 г. – «Родися Новегороде у Ярослава сын Михаил, а княже имя Изяслав, а внук Володимир. Том же лете избиша плесковици Чюдь поморскую: пришли бо бяху в 7 шнек и оболчилися около порога в озеро, и удариша на не плесковици и не упустиша ни мужа, а шнеке привезоша Плескову в город».

1191 г. – «Ходиша новгородци с Корелою на Емь, и воеваша землю их и пожгоша и скот исекоша. В то же лето срубиша церковь на Городищи святого Николы князь Ярослав, а влыдыка в дворе у себе Устретение господне… В то же лето ходи князь Ярослав на Лукы, позван полотьскою княжьею и полоцяны, и поя с собою новгородец переднюю дружину; и сняшася на рубежи и положиша межи собою любовь … и приде князь Новугороду Ярослав одарен».

1192 г. – «Иде князь Ярослав Плескову на Петров день, и новгородци вмале; а сам седе в Плескове, а двор свои послав с плесковици воевать, и шедше взяша город Медвежу голову и пожгоша, и придоша сторови. В то же лето постави церковь внизу на Хутине Варлам цернец, а мирским именем Алекса Михалевиц, во имя святого Спаса  Преображения… В то же лето в Русе срубиша церковь на острове, Мартурии игумен, во имя святого Преображения, и створи манастырь, и бысть прибежище крестьяном».

1193 г. – «Преставися Гаврила, архепископ новгородскыи, месяца маия в 24… Новгородци же с князем Ярославом и с игумены и с софьяны и с попы сдумавше, изволиша богом избрана Мартурия, и … посадиша и в епископии… В то же лето идоша из Новагорода в Югру ратью с воеводою Ядреем…».

1194 г. – «Зажжеся пожар Новегороде в неделю на Всех святых, в говение, идуче в заутренюю: загореся Савкине дворе на Ярышеве улици, и бяше пожар зол, сгореша церкви 10: святого Василия, святыя Троиця, святого Воздвижения, и много домов добрых; и уяша у Лукини улици… Том же лете и Ладога погоре переди Новагорода, а потом и Руса погоре…».

1195 г. – «Заложи церковь камяну на городьных воротех боголюбивыи архепископ новгородьскыи Мартурии во имя святыя богородиця Положение ризы и пояса … Том же лете, на зиму,  позва Всеволод новгородьце на Чернигов, на Ярослава и на все Ольгово племя; и послаша новгородьци к нему Мирошку посадника и Бориса Жирославиця, Микифора соцского, просяче сына, а Ярослава негодующе; и взворотишася в Новгород».

1196 г. – «… Том же лете испьса црковь на воротех архепископ Мартурии святыя Богородиця, а писец Грецин Петровиц … Всеволод иде на Чернигов, скупив силу свою и половечьску силу приведе, и вожаше с собою посадника новгородьскаго Мирошку, и Иванка и Фому … И возратився Всеволод, пусти Фому Новугороду, а Мирошке и Иванка не пусти, и розгневи новгородьце; и сдумавше новгородьце, и показаша путь из Новагорода и выгнаша и на Гюргев день, осень, Ярослава князя. Иде князь Ярослав на Новыи торг, и прияша и новоторожци с поклоном; и жаляху по нем в Новегороде добрии, а злии радовахуся».

 

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"