Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

Годы 1197- 1203. «У черты столетий»

         Уходящий XII-й век останется в истории Новгорода столетием кристаллизации республиканских форм управления, периодом выработки взвешенных отношений с князьями, составления первых городских «уставов» и заключения образцовых торговых договоров с западными соседями. За этой активностью контурами проступает очень развитое в экономическом и культурном плане сообщество горожан. Причём, если от XI века мы знаем лишь имена новгородских епископов и посадников, то в XII веке со страниц летописи на нас начинают сыпаться звучные и харáктерные имена новгородцев: Рагуил Прокопиниц, Ратмир Нежатиниц, Юрий Сбышкиниц, Страшка, Мирошка, Жирослав… В этих именах звучит музыка эпических времён Новгорода, поднявшегося в ту пору на высоту одного из наиболее демократичных и преуспевающих городов Европы. Новгородские бояре, купцы и ремесленники достойно творили свою великую историю, не обременяя себя привычными для западных соседей титулами маркграфов, баронов или герцогов. В XII веке у Новгорода проявляется свой характер, который просматривается в поступках его жителей, отношении к нему князей и соседей. Главная же ценность жителей Новгорода заключена в лаконичной фразе летописи – жить и управлять городом «на всей воле своей».

Сам Новгород к этому времени значительно расширяется и расстраивается. Влиятельной силой становятся боярские семьи Прусской улицы, вокруг которой начинает формироваться Загородский конец на Софийской стороне. На Торговой стороне к древней территории Славна прибавляется Плотницкий (Плотенский) конец – новостроечный район обживания низкого волховского берега к северу от Торга. По периметру городской территории и внутри неё растут деревянные и каменные храмы, основываются мужские и женские монастыри. Архитектурные достоинства Новгорода не прошли мимо современников: автор известного уже в XIII веке «Моления Даниила Заточника» в своих стенаниях ставит его на пьедестал благоустройства жизни: «Кому ти есть Новгород, а мне и углы опадали, зане не процвети часть моя!».

Наступающий XIII век станет эпохой грозных испытаний для новгородцев: с востока на Русь придёт ужасное монгольское разорение и иго, с запада город и его земли начнут тревожить шведы и немцы, с юга будут непрерывно беспокоить набеги воинственных литовцев. Преодолеть это испытание на прочность будет невозможно без крепкого новгородского характера и сильного духа, зиждущегося на заветах предков и христианской морали, готового к любым испытаниям «за Святую Софию и весь Новгород».

Яркий пример глубоко религиозного понимания смысла жизни в то далёкое время даёт нам сюжет из жития Варлаама Хутынского. Однажды он ехал по Великому мосту и встретил толпу народа, готового сбросить в Волхов уличённого преступника. Взглянув на осужденного, преподобный сказал: «Отдай­те мне его: он загладит вины свои на Хутыни». И народ отдал осужденного ува­жаемому пустыннику. Преступник, поселившись у Варлаама в монастыре, стал усердным работником, а впоследствии и монахом.

Когда преподобный Варлаам другой раз проезжал мостом, новгородцы вновь готовились сбросить в Волхов осужденного, причем его родствен­ники просили преподобного спасти несчастного от смерти. Варлаам молча проехал мимо. Недоумевающие ученики спросили его, почему одного он спас, а другому не хотел оказать той же милости, пре­подобный отвечал: «Первый осужденник, которого я выпросил у народа, был осквернен многими грехами и осужден справедливо, но раскаяние проникло в его сердце, и ещё не пришел час его. Другой же был осуж­ден не­справедливо и вопреки закону, и я видел, что он умирает мучени­ческою смертью и имеет получить венец от Христа: ему не нужно было молитвы моей ко Христу, ибо он имеет Его Самого помощником и избавителем. Вы же не соблазняй­тесь о сем».

 

«ХРАМ НА ЛАДОНИ»

Под занавес XII столетия в окрестностях Новгорода появляется абсолютный шедевр архитектуры и фресковой росписи – церковь Спаса на Нередице. Заказчиком храма летопись называет «великого князя» Ярослава Владимировича, и это выглядит совершенно необычно, ведь после антикняжеских событий 1136 года практика строительства князьями церквей в Новгороде полностью  прекращается. По-видимому, для Ярослава Владимировича было сделано исключение в силу трагических семейных обстоятельств: в 1198 году умирают его сыновья – 8-летний Изяслав и 5-летний Ростислав. После их погребения в Юрьеве монастыре князь Ярослав задумывает создать семейную усыпальницу и для этого возводит на Нередицком холме небольшой храм в честь Преображения Спасителя.

В интерьере церкви небольшими нишами-аркасолиями были обозначены места для вечного упокоения умерших княжичей и самого князя с женой. Над одной из таких ниш ещё до войны сохранялось изображение князя с маленькой моделью храма на ладони, которое он подносит Спасителю, и это редчайший случай сохранившегося до нас княжеского портрета. Вот только закончить труды по устройству церкви князю не удалось – в 1199 году он навсегда изгоняется из Новгорода. Впоследствии, в 1322 году в Нередицкой церкви был похоронен князь Афанасий Данилович, внук Александра Невского и брат великого московского князя Ивана Калиты.

Исследования архитектуры и фресок Нередицы составляют важнейшую страницу в изучении древнерусского искусства, а неоднократные реставрации храма считаются классикой реставрационного дела в России. Глядя на церковь Спаса на Нередице можно оценить и эволюцию экономических возможностей новгородских князей: если Ярослав Мудрый в середине XI века мог позволить себе возвести громаду Софийского собора, то у его дальнего потомка, в силу произошедших в XII веке ограничений княжеской власти, средств хватило лишь на небольшой «семейный» храм.

 

 НАША ЛЕТОПИСЬ:

1197 г. – «Приде князь ис Церьнигова Новугороду Ярополк Ярославиц на верьбницу; и седевшю ему 6 месяц одину, и выгнаша из Новагорода, и послаша опять по Ярослава… и приде на зиму Ярослав по Крещении за неделю и седе на столе своем, и обуяся с людьми, и добро все бысть; и Мирошка приде посадник… В то же лето постави монастырь святыя Еуфимия в Плотьниких Полюжая Городшиниця Жирошкина деци».

1198 г. – «Заложиша церковь камяну в Русе святого Преображения боголюбивыи архепископ Мартурии … Тои же весне преставистася у Ярослава сына 2: Изяслав бяше посажен на Луках княжити и от Литвы оплечье Новгороду, и тамо преставися; а Ростислав Новегороде; и оба положена у святого Георгия в манастыре. В то же лето заложи церковь камяну князь великыи Ярослав, сын Володимир, внук Мстиславль, во имя святого Спаса Преображения Новегороде на горе, а прозвище Нередице».

1199 г. – «Прислав Всеволод, выведе Ярослава из Новагорода и веде к собе; а из Новагорода позва владыку и посадьника Мирошку и вычьшии мужи по сын. И яко быша на озере Серегери, преставися раб божии архепископ новгородьскыи Мартурии ... и привезоша и, положиша и в притворе святыя София. Идоша людье с посадником и с Михалком к Всеволоду; и прия е с великою честью и вда им сын Святослав; а в Новгороде, сдумав с посадником, присла, и с новгородьци, и введе в епискупию Митрофана, мужа богом избрана».

1200 г. – «Ловоть взяша Литва и до Налюця … и бишася с ними, и убиша Литвы муж 80, а новгородец 15: Рагуилу Прокопииница с братом Олексою, Гюргя Сбышкиниця, Ратмира Нежатиниця, Страшка серебреника весця, Внезда Ягиниця, Луку, Мирошкин отрок, Микиту Лазоревиця, Жирошку Огасовиця, Осипа подвоискаго, Романа Пекта, инех 4 муж».

1201 г. – «В то же лето месяця априля в 15 сгоре церкы от грома святого Николы на Городищи; и ста все лето дожгево. А Варягы пустиша без мира за море. Того же лета срубиша в Русе город. А на осень придоша Варязи горою на мир, и даша им мир на всеи воли своеи».

1202 г. – «Свершиша церковь камяну святого пророка Илие на Холме, коньце Славна, и святи ю владыка Митрофан на праздник».

1203 г. – «Рюрик с Ольговици и с погаными Половци, Концяк и Данила Бяковиц, взяша град Кыев на щит… Том же лете преставися Мирошка, посадник новгородьскыи, постригся у святого Георгия; и по том даша посадницьство Михалку Степаницю. Том же лете, по грехом нашим, измроша кони Новегороде и по селом, яко нелзе бяше поити смрады никуда же».

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"