Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Летопись

Годы 1225- 1231. «Оскудевший город»

Помимо ярких политических и военных событий, первая треть XIII века отмечена менее заметными, но очень существенными изменениями в структуре экономики Новгорода и других русских земель. Как показали археологические исследования в центральных и северных областях России, в течение XIII века происходит резкое изменение культурного ландшафта сельских территорий Руси. Прежние деревни и сёла, теснившиеся у рек и озер, меняют своё местоположение и осваивают водоразделы, при этом основным типом поселений становится малодворная деревня. За этими изменениями стоит превращение земельных вотчин новгородских бояр  в один из главных источников их благосостояния, не уступающий по значению доходам от транзитной торговли. Специалисты по палеоэкологии считают, что в XIII-XIV веках наступает «малый ледниковый период», отмеченный в летописях с 1230 года экстремальными природными явлениями. Резкое увлажнение и похолодание заставило сельское население осваивать возвышенные участки и искать новые формы земледелия и выживания в нелёгких условиях. Археологи однозначно утверждают, что население Древней Руси начинает испытывать недостаток пищевых ресурсов: так, например, изученные при раскопках в Пскове рыбные кости показывают, что в XIII веке псковичи начинают ловить низкосортную мелкую рыбу.

Стремительно изменяются в первые десятилетия XIII-го столетия и городские центры Руси. Их количество растёт, а древние города, такие как Чернигов, Смоленск, Рязань, Псков увеличивают свою территорию и окружают её мощными оборонительными сооружениями. Эти перемены ранее не брались в расчёт исследователями, утверждавшими о «внутреннем кризисе» на Руси ко времени монгольского нашествия. Сейчас становится ясно, что так называемая «феодальная раздробленность» вовсе не была эпохой упадка, а лишь отмечала стадию децентрализации и обособленного развития русских княжеств и вечевых городов, за которой неизбежно надвигался новый цикл консолидации и объединения. Главными нитями, связывавшими в это время пространство Руси, были православная вера и общий язык, культурное единство и историческая память о временах Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

На заре 1230-х годов Новгород оказался на грани полной утраты своего населения. После гибели урожая 1230 года от осенних заморозков, в городе начался сильнейший голод, косивший горожан целыми семьями и улицами. Часть новгородцев перебралась в соседние города и сёла, а те что остались, были вынуждены питаться липовой корой, листьями, мхом, кониной, собачатиной и даже кошками. Появились случаи людоедства, которые пресекались сожжением или повешением обезумевших людей. Чтобы не допустить эпидемий архиепископ Спиридон повелел свозить валявшиеся на улицах и в домах трупы людей в несколько оборудованных ям-скудельниц, где мёртвые тела дожидались весны, чтобы быть захороненными по христианскому обычаю. Очевидец тех трагических событий записал в летописи: «бяше туга и печаль, на уличи скорбь друг с другом, дома тоска, зряще детии плачюще хлеба, а другая умирающа». Некоторые отцы и матери отдавали детей в обмен на хлеб.

Помощь пришла с неожиданной стороны: к весне, как сообщает летописец, «прибегоша Немци и-заморья с житом и мукою, и створиша много добра; а уже бяше при конци город сии». Это первый, отмеченный в летописях, пример гуманитарной помощи России со стороны европейских соседей, ставший спасением оскудевшего людьми Новгорода.

 

АПОСТОЛЫ НАД ПРОПАСТЬЮ

Одним из памятных мест страшной зимы 1230-1231 гг. является городской квартал возле вала Окольного города напротив Дворца спорта. Именно здесь, архиепископ Спиридон распорядился поставить скудельницу – временный морг для умерших от голода новгородцев. Описывая это место, летописец называет его «у святых Апостол, в яме»; другое название – «на пропастех».  По всей видимости, в древности здесь находился овраг, разделявший дворовые участки Прусской и Чудинцевой улиц. Летописец сообщает нам о количестве свезённых сюда трупов горожан – «числом 3000 и 30».  

К этому времени здесь уже существовала деревянная церковь, впоследствии неоднократно перестроенная. В 1454-55 году архиепископ Евфимий II возвёл на прежнем месте каменную церковь «Двенадцати Апостолов на пропастех», сохранившуюся до наших дней. Память о трагических событиях «глада» 1230 г. была жива ещё в начале XVII века, когда это место называли «старой скудельницей». К тому времени вокруг каменного храма возникли подворье и большой сад, принадлежавшие новгородскому владыке. В летописях эта часть города встречается под названием Владычный или Митрополичий остров, поскольку здесь часто останавливались по приезде в Новгород московские митрополиты.

Дошедший до наших дней миниатюрный храм XV века (размером  всего 11,5 х 9 м) был сильно перестроен в XVI-XIX веках – его разделили на два этажа, изменили формы окон и кровли. Но он всё же сохранил древние контуры и даже чешуйчатую дверь на южном фасаде, откованную в XV веке.

Реставрация храма выполнена в 1957-58 гг. под руководством Григория Штендера. С тех пор Апостольская церковь приобрела близкий к первоначальному вид, но, к сожалению новгородцев и туристов, до сих пор используется как складское помещение. Из интерьеров церкви сохранились уникальные иконы XV-XVI вв.: «Двенадцать апостолов» и «Даниил во рву», хранящиеся в Новгородском государственном музее.

 НАША ЛЕТОПИСЬ:

1225 г. – «Приде князь Михаил в Новгород, сын Всеволож, внук Олгов; и бысть легко по волости Новугороду… Того же лета князь Михаил … ста на Ярослали дворе, и рече новгородчем: «не хочю у вас княжити, иду Цернигову; гость ко мне пускаите, а яко земля ваша, тако земля моя».

1226 г. – «Приде князь Ярослав в Новгород, и не положи того в гневе, оже не пошли по нем… Того же лета заложиша церковь святого Иякова камяну в Неревьскем конци».

1227 г. – «Иде князь Ярослав с новгородци на Емь и повоева всю землю, и полон приведе бещисла. Того же лета ижгоша волхвы 4, творяхуть е потворы деюще, а Бог весть; и сожгоша их на Ярослали дворе».

1228 г. – «Того же лета придоша Емь воевать в Ладозьское озеро в лодках; и приде на Спасов день весть в Новгород. Новгородцы же, воседавше в насады, вогребоша в Ладогу с князем Ярославом. Володислав, посадник ладозьскыи, с ладожаны, не ждя новгородьце, гонися в лодиях по них во след, кде они воюют, и постиже я и бися с ними».

1229 г. – «Приде князь Михаил ис Чернигова в Новгород, по велице дни… И целова крест на всеи воли новгородстеи и на всех грамотах Ярославлих; и вда свободу смердом на 5 лет дании не платити … А на Ярославлих любовницех поимаша новгородци кун много и на городищанох,  даша на великыи мост».

1230 г. – «Трясеся земля в пяток по велице дни 5 недели, в обед, а инии уже бяху отобедали… Того же лета солнце померце маия в 14 … и бысть аки в 5 ноции месяц и опять наполнися… Изби мраз на Воздвижение честнаго хреста обилье по волости нашеи, и оттоле горе уставися велико… и разидеся град наш и волость наша, и полни быша чюжии гради и страны братье нашеи и сестре, а останок почаша мерети».

1231 г. – «Загореся от Матеева двора от Ввышковиця, и погоре весь конец Славенскыи оли и до конця Холма, мимо святого Илию … яко по воде огнь горяше, ходя чрес Волхово, всем людем зрящим, и голов неколико истопе в Волхове».

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"