Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям








Новгородцы

Владимир Иванович Поветкин

Каких только музейных центров не создано в мире! Но такой, что существует в Великом Новгороде, пожалуй, только один. Причем, в этом «живом» музее экспонаты любят, когда их трогают руками. Тогда они начинают… петь. И лучше всего они поют в руках Почетного гражданина Великого Новгорода, создателя Центра музыкальных древностей, реставратора Владимира Ивановича Поветкина.

Свой самый памятный день рождения он отметил в Баренцевом море. В тот день матрос срочной службы Поветкин нес вахту и сдавал экзамен на рулевого. Северный флот закалил характер, а навыки рулевого пригодились ему и на суше. Ведь порой свой уникальный корабль, которому нет аналогов ни в России, ни в Европе – Центр музыкальных древностей – ему приходилось проводить через такие шторма и бури, что иному морскому волку и не снились!

Впервые Владимир Иванович увидел Новгород во сне. Точнее, это потом он понял, что это именно Господин Великий Новгород. А тогда перед ним предстали монументальные крепостные стены с башнями и бойницами и какие-то люди, спешащие по своим делам. Но в 1969 году судьба подарила разгадку красивого сна. Поветкин приехал в Новгород и остался в нем навсегда.

Из 40 прожитых Поветкиным на берегах Волхова лет, ровно половина была отдана подготовке и воплощению фундаментальной идеи – созданию Центра музыкальных древностей. Но сначала были археологические раскопки и странные находки, которые в умелых руках мастера превращались в музыкальные инструменты. Так родилась новая для России наука – музыкальная археология.

Невозможно подсчитать, сколько в ходе исследований новгородского культурного слоя найдено музыкальных инструментов и их фрагментов. Гусли, гудки, сопели, хозяйственные сигнальные инструменты, которые при желании да в умелых руках способны были на многое. О том, что в древнем Новгороде была богатейшая музыкальная культура ученые утверждали давно. Но именно Поветкин разработал уникальную методику реконструкции инструментов.

«Я попытался рассматривать музыкальный инструмент в его взаимосвязи с историей человечества, — рассказывает Владимир Иванович. – Опыт реконструкции инструментов – это попытка воспроизвести историю. Пытаясь решить техническую задачу восстановления древних гуслей, гудков, сопелей мы вдруг стали открывать для себя мир высоких идеалов народного быта».

Свои убеждения исследователь высказывает публично на лекциях, Международных конференциях, в научных статьях. Им написано более сотни публикаций, которые отражают взгляды и убеждения этого необычного и целеустремленного человека.

Чем бы ни занимался в жизни Владимир Иванович, он привык в любом деле доходить до самой сути. Ткачество, вышивка, кузнечное, столярное, другие народные ремесла и промыслы ему знакомы. Да и второе пришествие бересты на новгородскую землю – тоже во многом его заслуга. Причем, с этим природным материалом Поветкин подружился настолько, что любая обнаруженная на археологических раскопках берестяная грамота, сразу же попадает к нему в руки. Ее нужно раскрыть, очистить, подготовить для исследования лингвистам… И, пожалуй, не было случая, когда Владимир Иванович не справился бы со своей задачей.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев одним из первых понял общественное значение труда Поветкина. «Стихия духовности» — такую оценку дал маститый ученый музыкальных дел мастеру.

Версия для печати

Поиск

Великий Новгород из космоса

Карта Великого Новгорода

Гостям города

Контакты

Полезные ссылки

Смотрите, это мы!


Сайт создан при поддержке Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода

Св-во ЭЛ NФС77-29596 от 18.09.2007, выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Сайт может содержать материалы 16+
© 2007-2010 Росбалт.RU. При использовании любого материала с данного сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.
© 2010 ИА "Росбалт"